Разработка программ для ЖКХ
Разработка программ для ЖКХ
Поиск: Искать  
Разработка программ для ЖКХ

Расчетно-информационные системы как элемент ресурсосбережения в ЖКХ

     Реформа жилищно-коммунального хозяйства потребовала качественно иных подходов к проблеме ресурсосбережения в отрасли. Чаще всего под термином "энергосбережение" традиционно понимаются новые прогрессивные технологии строительства, использование современных изоляционных материалов, оборудования с большим КПД, установка приборов учета и т.п. Безусловно, без этого не обойтись, но указанные мероприятия требуют и значительных капитальных затрат, и времени. Более того, они не решают конечной части задачи ресурсосбережения: точного учета отгруженных и потребленных ресурсов, а, следовательно, и полноценного взаиморасчета с поставщиками ЖКУ.

     Для начала наведения порядка в расчетах за ЖКУ требуется всего лишь две основных составляющих: наличие однозначно понятной нормативной базы для расчетов и программного обеспечения, максимально точно реализующего это на практике. Это, естественно, не панацея от всех болезней отрасли, но достаточно эффективный и относительно недорогой инструмент для значительной экономии средств всех сторон взаиморасчетов.

     Для начала сформулируем конечную цель таких расчетов, в которых участвуют три основных субъекта: ГОСУДАРСТВО (бюджеты всех уровней, Администрации, Службы (Дирекции) Единого заказчика), ПОСТАВЩИКИ жилищно-коммунальных услуг и ПОТРЕБИТЕЛИ (население и юридические лица): требуется точно определить объемы и качество отгруженных и потребленных услуг, их стоимость, способы и варианты оплаты, деление всех полученных средств по каждому поставщику.

    Таким образом, задача сводится к тому, чтобы

    ПОСТАВЩИК смог получить всю заработанную им сумму:

    Сумма = ДеньгиПОТРЕБИТЕЛЯ+Льготы+Субсидии+Межтариф+ВыпадающиеОбъемы,

    ПОТРЕБИТЕЛЬ при этом за конкретную услугу надлежащего качества смог бы заплатить:

    ДеньгиПотребителя = Тариф*Фактический(нормативный)ОбъемУслуги, где тариф можно представить в виде:

    Тариф = ЕдиницаОбъемаПотребленияУслуги * СтоимостьЕдиницыОбъема,

    а ГОСУДАРСТВО точно бы знало размер своих долгов перед ПОСТАВЩИКОМ, чтобы своевременно их погасить.

    Понятно, что при этом бюджеты не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства перед поставщиками, поскольку реформа ЖКХ регионов чаще всего носит не экономически обоснованный характер, а псевдо социально-политический, так как невыполнение государством своих законных обязательств, вызывает не только хроническое недофинансирование отрасли, но и моральное разложение общества.

    С другой стороны, такое несовершенное законодательство еще больше искажается, когда речь заходит о его реализации с помощью программного обеспечения. От его заказчиков и программистов требуется огромное взаимопонимание. Любой сбой в их совместной работе - это дополнительные "внеплановые" потери времени и средств.

    Постоянно анализируя и обобщая опыт встречающихся расчетно-информационных технологий в ЖКХ,можно сформулировать следующие основные причины погрешностей и, следовательно, потерь, в расчетах. В каждом конкретном случае влияние на точность всей системы той или иной причины будет, естественно, разным, но в среднем, принимая за 100 процентов все потери системы, можно построить следующего вида диаграмму:

График потерь


    1. Разночтения законов

    Это основной, на наш взгляд, источник ошибок. Принятие на разных уровнях власти всевозможных нормативных документов, порой, противоречащих друг другу, не позволяет унифицировать расчеты, что приводит к неизбежным ошибкам (толкованиям) одного и того же расчета. Это, прежде всего, относится к льготам, субсидиям, перерасчетам за качество услуг, за временное отсутствие жильцов. Постой пример, законом однозначно не определено понятие "члены семьи", в результате чего расходы бюджета необоснованно увеличиваются на миллионы рублей в месяц за счет вольного толкования законов "средним" звеном управления.

    2. Исходные данные не учитываются в динамике и в синхронизации с другими задачами

    Точность расчета объема с учетом "динамизма параметров" предъявляет важнейшее требование к программе: способность вести вычисления с точностью "до дня". Хранение истории изменения данных позволяет автоматизировать перерасчеты и проводить их с максимальной точностью. При этом необходим дополнительный контроль актуальности самих значений параметров. В условиях нормативных расчетов потребления услуг ежедневное число жильцов становится наиважнейшим показателем. Требуется связь расчетного модуля с учетом населения (паспортный стол, центр регистрации). Изменение площадей, хоть и реже, но происходит. Возникает необходимость в оперативной информации о состоянии жилфонда (техотделы, БТИ). Расхождение данных о жильцах между расчетной частью и паспортным учетом составляет до 30 (!) % . Наивно полагать, что, например, смертность, превышающая рождаемость "гасится" миграцией населения из других регионов. Для сверки списков льготников требуется обмен данными с органами социальной защиты, доходы на субсидии должны подтверждаться налоговыми инспекциями и т.п. Отсюда следующее требование к программной системе: оперативная связь (обмен произвольными данными) с другими программами или комплексное решение поставленных задач внутри себя. Потери в "рассинхронизированной" системе достигают миллионов рублей в месяц.

    3. "Вилка" с поставщиками: счета потребителю не совпадают со счетами поставщиков

    Выставленные поставщиком ЖКУ счета должны соответствовать фактически потребленному объему оказываемых услуг населению или юридическим лицам (абонентам). В расчетах редко используются величины объемов, поскольку тарифы для их доступности и удобства рассчитаны на применение иных, "переводных" величин. Обычно это число жильцов или площадь. Поскольку исходные данные для расчета "услуг по нормативу" являются переменными, то нельзя заранее точно знать объем потребленных услуг. Поэтому параллельный расчет поставщиками ЖКУ потребленного объема на основе данных, получаемых раз в квартал (или год), неизбежно приведет в дальнейшем к потерям либо бюджета, либо поставщика. В результате, только данные по жителям на начало квартала (года) принятые для взаиморасчетов за ЖКУ за указанный период приносят бюджету десятки тысяч рублей убытков по всем поставщикам, что составляет около 3-4 процентов от начислений Более того, ведение бухгалтерского учета самой расчетной организации без аналитического разреза долгов населения по услугам и поставщикам на балансовых счетах способствует возникновению указанных выше "объемных вилок" в расчетах, заметить которые просто невозможно при свернутом сальдо.

    4. Ошибки в расчетах как несовершенство программного обеспечения

    К типовым ошибкам указанных расчетных программ можно отнести:

  • Невозможность корректного автоматического многократного перерасчета начислений Поскольку все исходные параметры расчетной системы находятся в динамике, то всевозможные перерасчеты должны проходить точно с учетом всех изменений данных за период перерасчета. Если данные "не привязаны" к конкретным датам, то ошибки в расчетах неизбежны.
  • Абсолютная непродуманность или практическая невозможность начислений и оплаты по приборам учета коммунальных услуг Установка индивидуальных приборов учета без изменения и уточнения методик расчета по ним, сама по себе не решит проблему объемов потребления. Всем хорошо известны электрические счетчики. Но именно у электриков возникают самые большие сложности с расчетом ежемесячной отгрузки: снятие показаний счетчиков у всех абонентов практически нереально. Отгрузку при этом чаще всего упрощенно считают по правилу: сколько заплатил - таков и объем. Порочность такой схемы очевидна: страдает поставщик (недоборы, в том числе по льготам), бюджеты не получают налоги (отгрузка занижена). Недополученные долги населения фактически списываются на убытки: технологические потери (до 25 (!) %), из чего следует, что тариф, мягко говоря, завышен. Использование современного программного обеспечения с технологий расчетов по контрольным счетчикам обеспечивает и точность, и ресурсосбережение.  
  • Грубое деление и учет поступивших средств по ЖКУ и по их поставщикам Деление поступивших средств по поставщикам - простая математическая задача, алгоритм которой известен. Но и здесь много подводных камней, если структура базы данных спроектирована недостаточно гибко, отсутствует "развернутое" сальдо по каждому поставщику, а также связь с бухучетом. При этом возникают ошибки, приводящие к искажению реализации, и, как следствие, неправильное исчисление налогов в бюджеты.
  • Нереальность учета фактической (даже пусть и нормативной) реализации (потребления) по разным периодам. В условиях быстро изменяющихся тарифов на основании только денежной составляющей из программ нельзя получить фактические значения объемных показателей (квадратных метров, жильцов, кубометров, ГКал, КВт-ч), если параметры расчетов "не привязаны" к датам и в системе не ведется учет по фактическим единицам потребления.
  • Отсутствие персонификации льгот. Понятно, что без знания, кто же льготник, нельзя отследить ни прекращение льготы, ни правильную автоматическую оптимизацию расчетов при нескольких льготах на лицевом счете.
  • Нет возможности расчета выпадающих из начислений сумм. В связи с этим особенно интересна последняя составляющая долгов ГОСУДАРСТВА - ВыпадающиеОбъемы: услуга была оказана, а платить за нее некому! Такой вот пример, в муниципальном фонде задержана выдача ордера на квартиру в отопительный сезон. Кто будет платить поставщику тепла? Это, действительно, небольшие суммы, но и их учет важен для бухгалтерской системы: мы не оперируем статистикой, мы ведем учет реальных объемов и денег, когда говорим об экономии средств, в данном случае ПОСТАВЩИКА.
  • Учет субсидий идет как элемента начисления, а не как целевой оплаты. При этом не только занижается объем реально оказанных услуг, но и субсидии иногда идут не тем поставщикам. При этом расчет субсидий в одной задаче с расчетами начислений более чем оправдан.

    5. Организация системы расчетов не сбалансирована и не оптимальна

    Любая система расчетов требует не только создания, но и поддержания работоспособности, а также дальнейшего развития. Затраты здесь определяются не только зарплатой обслуживающего персонала (программистов), но и расходами на требуемую для этого технику. Создание собственных, сложных в настройках, негибких, трудно контролируемых систем требует высококвалифицированных кадров, и, как следствие, повышенных затрат, в то время как использование тиражных систем обходится намного дешевле. При этом количество различных служб может быть легко сокращено за счет используемых технологий расчета и организации труда. Потери же могут составлять десятки тысяч рублей в месяц. Расчетно-информационные технологии в ЖКХ не сильно развиты отчасти еще и потому, что существует поверхностное мнение руководителей, что "написать программу и нажать кнопку" - это может каждый. Вместо обобщения и использования накопленного опыта, принимаются непрофессиональные и экономически неэффективные решения об организации расчетных систем. Никто не считает ни прямых, ни косвенных затрат, убытки исчисляются миллионами рублей.

    6. Детализация тарифов не учитывает "объемной" составляющей

    С конкретным поставщиком ЖКУ должен быть заключен договор на вполне определенный объем оказываемых услуг населению или юридическим лицам (абонентам) (квадратные метры, кубометры, ГКал, КВт). В идеале все составляющие услуги должны иметь свой тариф, выраженный через стоимость единицы учета (объема), т.е. калькуляция тарифа должна быть полной, но на практике этого чаще всего не происходит по двум причинам:

  • при утверждении тарифов экономисты считают излишним такую детализацию, выводя лишь суммарный итог, округляя значения. Если же тариф не учитывает точного денежного выражения каждой составляющей, то при расчете недопоставок услуг по актам качества, неизбежно возникнут ошибки из-за коэффициентных округлений. Следовательно, деление денег по поставщикам услуги будет произведено неправильно.
  • программное обеспечение не обеспечивает такого хранения данных, оперируя только деньгами. Объемы начисленных услуг населению при этом напрочь отсутствуют, а любые попытки их вычисления через "переводные" данные обречены на провал, так как расчетно-нормативные данные являются переменными: число получателей услуг (в частном случае жильцов), число отапливаемых площадей и т.п. Любое их "усреднение" приводит к неизбежным ошибкам в расчетах.

    Такое своеобразное упрощение приводит к потерям бюджета и населения, например при расчетах за воду до 1-2 процентов от суммарного начисления лишь потому, что в тариф заложен усредненный (на 30 дней) месячный объем потребления, а поставщик выставляет счета ежемесячно, по конкретным дням в году.

    7. Потери времени как следствие отсутствия комплексных подходов к автоматизации

    Ручная обработка информации является не только источником потерь времени, но и основным источником ошибок. Неспособность программного обеспечения автоматизировать все участки расчетов, выдачу справок, поисковые функции и обмен данными приводит к дублированию работ, многократному занесению данных в систему, искажению отчетности. Теряются не только значительные средства на передачу информации, но реальные деньги от ошибок в расчетах.

 

    Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

    1. Любая действующая расчетно-информационная система имеет организационно-технические погрешности и ошибки, цена которых составляет до 10 % (!) от сумм начисления.

    2. Принятие конкретных нормативных документов, контроль за их выполнением, вдумчивое развитие программного обеспечения позволяет снизить их до минимума, практически без дополнительных затрат.

    Поэтому, если все-таки есть желание решать проблему ресурсосбережения, то проще всего начать с элементарного наведения порядка в методиках всевозможных расчетов, и с использования современных бухгалтерских расчетно-информационных программных систем.

---
Фирма "Стек-спорт" http://stack-sport.ru



Главная  |  Скачать  |  Разработчик  |  Цены  |  Статьи  |  Опросы
Сайт создан в системе uCoz